Галина Меркулова ответила на вопросы о спорах в образовательных отношениях


19 ноября в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования "О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений". С ответами на поступившие в связи с этим вопросы из регионов выступила председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.


Галина Ивановна, что подразумевается под "спором" в образовательных отношениях?

- Изначально понятие «спор» возникло в сфере трудовых отношений. В Трудовом кодексе Российской Федерации спором называются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства. Однако у педагогических работников разногласия могут возникать также с обучающимися и их родителями. Поэтому при разработке проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" наш Профсоюз выступил с инициативой закрепления в нём (по аналогии с трудовым спором) такого понятия, как "спор между участниками образовательных отношений".

Эта инициатива была поддержана?

- Да. Дело в том, что в 2011 году Профсоюз провёл конференцию, посвящённую проблематике насилия в образовательной среде (в 2018 году состоялась вторая конференция), в связи с наблюдающимся ростом проявлений насилия в отношении педагогов при отсутствии в законодательстве и на практике инструментов мирного урегулирования конфликтов. В итоге сначала необходимая норма появилась в законе. Но сегодня этого недостаточно – нужны также практические инструменты его реализации, в том числе примерное положение, составленное с учётом "плюсов" и "минусов" сложившейся за последние годы правоприменительной практики. Тем более, как свидетельствуют результаты независимого исследования 2019 года, с проявлениями агрессии к учителям со стороны учеников столкнулись 22% респондентов, то есть уже каждый пятый опрошенный.

А что может стать предметом спора между участниками образовательных отношений для рассмотрения комиссией?

- Наиболее распространённый случай из тех, что перечислены в принятом законе, – это, пожалуй, применение локальных нормативных актов. Приведу пример. Родители ученика жалуются администрации школы на то, что учитель выставляет заниженные, по их мнению, оценки ребёнку. В данной ситуации они фактически обжалуют локальный нормативный акт, регулирующий осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Правильным действием дирекции было бы передать вопрос на рассмотрение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Можно ли рассчитывать на объективность решения этой комиссии?

- Во всяком случае для этого предусмотрены необходимые условия. Законом установлено, что комиссия создаётся из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников. При этом подготовленное нами примерное положение гласит, что делегирование представителей работников осуществляется профкомом организации.

Почему же на практике такие вопросы редко решаются комиссией?

- Понятие "спор" в восприятии многих людей заведомо окрашено в негативный тон и ассоциируется с каким-то скандалом. Поисковые системы в Интернете указывают, в частности, на следующие синонимы данного слова: "базар", "грызня", "перепалка" и т. п. С одной стороны, мы имеем дело с пережитком тоталитарного сознания, когда несогласие воспринималось не как проявление критического мышления и фактор развития, а как порицаемое нарушение принципа единомыслия. С другой стороны, сказывается низкая правовая культура: администрация зачастую стремится принимать решения единолично, а педагоги и родители обучающихся не знают о механизме урегулирования споров комиссией. Наконец, нельзя не признать, что не все участники образовательных отношений заинтересованы в принятии взвешенных и справедливых решений. Поэтому спокойному и объективному разбирательству на месте некоторые предпочитают "тяжёлую артиллерию" – обращение непосредственно в СМИ с оглушительным обвинением кого-либо в одностороннем порядке. Мы надеемся, что по мере социального прогресса такое отношение к спору будет постепенно уходить в прошлое.

Галина Ивановна, а что конкретно стало поводом для разработки примерного положения в этом году?

- Дело в том, что накануне текущего учебного года Минпросвещения России и Профсоюз совместно подготовили примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников. На его основе рекомендовано разработать тематические локальные нормативные акты. Следовательно, если кто-то из родителей учеников полагает, что педагогом нарушаются этические нормы, то установить наличие или отсутствие соответствующего нарушения (на основании заявления) должна комиссия по урегулированию споров. Это и стало поводом для разработки примерного положения о ней.

Может ли сам педагог обратиться с заявлением в данную комиссию?

- Конечно, ведь он является полноправным участником образовательных отношений наряду с обучающимися и их родителями. Во-первых, педагог может инициировать расследование приписываемых ему нарушений, так как решение комиссии (скажем, в его пользу) является по закону обязательным и может быть обжаловано только в судебном порядке. Во-вторых, если локальные нормативные акты (например, правила внутреннего распорядка обучающихся) нарушаются самими учениками, то педагог вправе урегулировать ситуацию через комиссию. В этом смысле и любое неподобающее поведение по отношению к учителю гораздо эффективнее пресекать не ответной эмоциональной реакцией, а заявлением в уполномоченный орган. Это не проявление педагогического бессилия, а законодательно предусмотренный механизм цивилизованного разрешения конфликтов.

С примерным положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и сопроводительным письмом к нему можно ознакомиться здесь.

Источник: пресс-служба Общероссийского Профсоюза образования